Heroes of Might and Magic: Обзор всей серии легендарной игры

Стоит ли сравнивать серию игр Heroes of Might and Magic с Warhammer, Star Craft, Civilization или Total War? Все они прошли свой эволюционный путь длиною в плюс-минус двадцать лет. Были успехи и падения, но разработчики каждый раз старались оставаться верными фирменному игровому процессу и атмосфере, добавляя в игру что-то кардинально новое.

С одной из лучших серий фентезийных стратегий — Heroes of Might and Magic, — в которой появились элементы ролевых игр, познакомимся поближе. Рассмотрим каждую из семи частей игры, выпущенных на протяжении 22 лет: сюжет, новшества, отличия от предыдущих частей.

Содержание:

История

Джон Каненгем закончил калифорнийский университет по специальности, связанной с компьютерными технологиями. После выпускного он основал компанию New World Computing, впоследствии ставшей отделом The 3DO Company. Она разрабатывала игры для компьютеров и консолей. В 1985 году выпустили первую игру серии Герои Меча и Магии – A Strategic Quest.

Если сравнивать с другими сериями стратегий, вышедшими в 1980-х – начале 1990-х, только New World Computing добились дальнейшего успеха. В 1996 году компанию купила 3DO, но через 7 лет стала банкротом и закрылась вместе с дочерними филиалами.

вернуться к меню ↑

Heroes of Might and Magic: A Strategic Quest

Год выхода: 1995 (в России – 2003, локализатор — Бука)

Разработчик: New World Computing

После релиза King’s Bounty и Might and Magic Каненгем и его команда проработали целых 5 лет, чтобы реализовать свой новый проект. Несмотря на заявления, что действия происходят в той же вселенной, геймерское сообщество не обнаружило ни знакомых персонажей, ни локаций. Схожесть с King’s Bounty налицо.

Сюжет

В вымышленном мире Энрот, где люди еще практикуют магию и опасаются встать на технологический путь развития, развернулась борьба за трон. Лорд Морлин (по канону) изгнан на дикие земли, за его место сражаются местные правители. Игрок может встать на сторону:

  • рыцаря – лорда Морлина;
  • чернокнижника Аламара;
  • волшебницы Ламанды;
  • варвара Слейера.

В игре тебе придется противостоять соперникам на протяжении 9 миссий. Изгнанным будет выбранный игроком персонаж.

Старые добрые Герои

Сначала лорды сразятся за охраняемый драконом городок, затем захватят по острову, побывают в долине Проклятых, вернутся на материк для уничтожения друг друга, но игрок начнёт побеждать в каждом сражении. И после объединения трёх противников в альянс, те потерпят поражение и попадут в плен к новому правителю Энрота.

Геймплей

Геймер командует группами юнитов: ищет артефакты, сражается с противниками, развивает подчинённых, собирает ресурсы для поддержания боеспособности армии, управляет добытыми средствами в замке.

Пошаговые сражения – основа Heroes of Might and Magic. Они происходят на игровом поле, состоящем из 35 шестиугольников. Юниты обладают индивидуальными скоростью передвижения (от 1 до 3, соответственно преодолевают 1, 2 или 3 клетки за ход), уровнем здоровья и способностями. Их движению мешают естественные преграды: камни, вода, деревья. Летающие юниты – исключение.

Бой осуществляется в пошаговом режиме

Где приоритетность ходов зависит от скорости юнитов. В режиме осады одна сторона атакует башни и стены второй катапультами. Для входа в замок нужно пробить стену, но соперник не даст этого сделать просто так. При помощи магии он способен снизить боевой дух атакующего, тогда катапульта перестанет стрелять. В таком случае в дело вступают летучие создания и стрелки, заклинания для телепортации и дистанционной атаки.

Гильдия магов обучает героя заклинаниям: чем выше уровень его знания, тем больше раз заклинание можно применить до повторного изучения. Они разделяются на 4 группы по уровню эффективности.

Вся игра в одной картинке

ИИ в дебютной части стратегии легко предугадываемый: всегда защищает свои войска, даже если те обречены на неминуемую гибель, попусту тратя ресурсы. Он не считается с особенностями отрядов: атакует стойких к магическому воздействию персонажей при помощи заклинаний, часто отступает, если армия соперника обходится дороже его войск.

Позитив:
  • основоположник серии;
  • атмосфера;
  • обучение;
  • длинная кампания.

Негатив:
  • предсказуемый ИИ.

вернуться к меню ↑

HoMM II: The Succession Wars

Год выхода: 1996 (в России — 2003)

Разработчик: New World Computing

Компания Каненгема вторую часть серии презентовала в следующем году. Это та же пошаговая стратегия с элементами ролевой игры. Вместо изобретения нового, разработчики максимально разнообразили игровой мир, сделали его незабываемым. В HoMM2 действо происходит в знакомом мире Меча и Магии.

Сюжет

Лорд Морглин из династии Железный Кулак отправился к предкам. Младший сын Арчибальд отобрал трон у старшего брата Роланда. Старший собрал войско и поднял бунт против самопровозглашенного короля, организовав междоусобную войну за трон.

Игрок волен выбирать сторону:

  • Роланда – будет управлять волшебницей, магом и рыцарем;
  • Арчибальда – некромантом, чернокнижником и варваром.

По канону победа за Роландом.

Лесные волки

Геймплей

Изменений много: названия фракций соответствуют героям, но не замкам, как ранее. Добавлена нежить, которую призывает Некромант, светлые войска Волшебника и тёмная армия Чернокнижника, обе обладающие магическими способностями, образовались из Гор. Юниты стали прокачиваться после усовершенствования зданий, где создаются.

Грааль начал использоваться при возведении уникальных строений, дарующих преимущества игроку. К основным навыкам классов (знание, сила магии, защита и атака) и бонусам добавились дополнительные, они выбираются геймером. Каждому классу доступны свои способности: варвару – быстрое передвижение, а волшебнику – повышение запаса магической энергии. Одному юниту доступно не более 8 из 14 скиллов, которые прокачиваются с ростом уровня.

Ситуация на побережье

Знание не является определяющей характеристикой для магов. Вместо 4 использования заклинания при уровне знания в 4 единицы, в HoMM2 появилась манна – магическая энергия. Она расходуется на изучение заклинаний, которые «не забываются», и прямо пропорциональна знанию. Появилась Библиотека – её возведения магом даёт по заклинанию ежедневно на каждый этаж здания.

Юниты

Посредством модификации зданий, где «производятся» существа, навыки и характеристики последних прокачиваются. Улучшенные юниты отличаются от обычных повышенным навыком или несколькими, а изредка могут иметь неординарные способности: вампиры-лорды способны высасывать из противника жизненную энергию, которая равна нанесённому ими урону.

Придется копить золото!

Обычные существа могут прокачиваться в соответствующих зданиях, но стоит это в 2 раза дороже, чем «производство» обычного юнита. Встречающиеся на карте отряды могут наниматься к геймеру при развитом навыке ведения переговоров – Дипломатии.

Позитив:
  • разнообразие объектов на картах;
  • система прокачки и создания героя.

Негатив:
  • технические проблемы, баги;
  • примитивный искусственный интеллект.

The Price of Loyalty

Официальный аддон ко второй части, над которым трудилась студия Cyberlore Studios. Он обеспечил серии успех и толкнул к развитию. Дополнение добавило новые миссии, уровни, объекты местности, артефакты. Изюминка The Price of Loyalty – редактор карт.

Сюжет

История разделена на отдельные и несвязанные ветви:

  • Цена верности – виконт благодаря артефакту восстаёт против императора, а геймер – друг детства виконта – должен остановить бывшего товарища, отыскав элементы артефакта.
  • Дорога домой – рыцарь Галлавант с выжившими членами команды после шторма попадают на остров пиратов. После уничтожения их лидера герой с войском отправляются домой, где началась гражданская война, спровоцированная чародейкой. Перед рыцарем ставится выбор: остаться верным королевству или встать на сторону небезразличной ему дамы.
  • Остров чародеев – группа чародеев воюет за архипелаг с мощным источником силы, который открывается раз в тысячелетие. Почерпнувший из него энергии станет предводителем мира на всё тысячелетие.
  • Наследники – история королевства и его правителей с массой интриг и разветвлений, влияющих на концовку.
вернуться к меню ↑

HoMM III: The Restoration of Erathia

Год выхода: 1999 (в России – 2000)

Разработчик: New World Computing

Поразила игроков графикой – все элементы воссозданы заново, появились режимы сражения против ИИ и по сети. Есть версии для iOS и Android, на ПК переиздана в HD качестве. В игру встроен редактор карт. Передвижения по местности не линейны, по морю – с особенностями, карты разделены на два уровня: над- и подземный. На картах много уникальных мест и объектов, вроде Ящика Пандоры, Хранилища существ. Количество основных ресурсов возросло до 7.

Инвентарь

 

Разнообразие артефактов поражает: одни дают бонусы к ресурсам, вторые – к характеристикам, третьи – к умениям как одного юнита, так и целого отряда. Грааль дарит огромный бонус игроку, но его сложно отыскать. В The Restoration of Erathia присутствуют следующие типы городов:

  • Оплот – соединение цивилизации и природы, здесь рождаются драконы, эльфы, гномы, единороги;
  • Инферно – адское место для церберов, демонов;
  • Башня – магическое строение для изучения магии и вызова потусторонних созданий;
  • Крепость – населён жителями болот: виверны, ведьмы, василиски;
  • Замок – классическое место для рождения привычных существ и управления ресурсами;
  • Некрополис – хозяйство некромантов, в нём создаются привидения, живые мертвецы;
  • Цитадель – обитель варваров и гоблинов, а также больших существ (циклопов).

Сюжет

Продолжение истории, в этот раз на материке Антагарич, где умер король. Его жена и дочь Катерина отправились на похороны на родину правителя, а в это время королевство захватили недобрые создания. Воинственная Катерина вынуждена объединиться с союзниками – эльфами и магами – и спасти земли покойного отца в семи кампаниях.

Позитив:
  • переиздана в HD;
  • редактор карт;
  • разнообразие артефактов;
  • мультиплеер.

Негатив:
  • некачественная локализация;
  • множество багов;
  • отставшая от времени графика;
  • заклинания без описаний;
  • автосохранения не работают должным образом.

Дополнения

Armageddon’s Blade привнесло в игру новые локации, кампании для одиночной игры, существ, юнитов, героев и Сопряжение – город для элементалей.

The Shadow of Death – также добавило новшества в игровой процесс и мир, в том числе сборные артефакты и генератор карт.

Heroes Chronicles – ряд миссий, где варвар пытается загладить свою вину на земле после окончания жизни на ней. Редактора карт нет.

вернуться к меню ↑

HoMM IV

Год выхода: 2002

Разработчик: New World Computing

Игра с наибольшим числом нововведений за всю историю серии, вышедшая в 2002 году. Наиболее значимые из них:
  • Энрот уничтожила магия, часть его жителей спаслись благодаря порталам, и действия развиваются в Аксеоте.
  • Армия может состоять из двух героев, герои способны передвигаться и участвовать в битвах самостоятельно.
  • Контратаки совершаются параллельно с атаками противника, что позволяет снизить урон от них.
  • Новые войска доставляются на поле боя караванами, посещать замки для подкрепления не нужно.
  • Юниты одного класса начинают с идентичными умениями, от их развития зависит возможность примкнуть к новому классу: убийца, генерал, если герой соответствует требованиям.
  • Обитатели Энрота организовали новый социум в Аксеоте, объединившись: животные с эльфами, нежить – с криганами.
  • Из-за нового движка персонажи стали объемными.
  • Редактор карт поддерживает написание и редактирование скриптов – возможность создавать целые кампании, изменять баланс сил, тактику ведения боя, условия победы, заставить игровые процессы течь по-новому, исчезать объекты при их обнаружении.

Несменный композитор Роб Кинг написал саундтрек ко всем частям игры, а музыка из HoMMIV вышла на отдельном компакт-диске.

Объемные персонажи

Сюжет

Возникшая в результате скрещивания Ледяного клинка и клинка Армагеддона магическая волна стремительно уничтожает Энрот. Древние предания предупреждали об этом. Открытые неизвестно кем порталы стали спасением для части жителей гибнущего мира. Сюжет состоит из 6 кампаний, в которых геймер поиграет за представителей всех шести рас. Ему предстоит положить начало новому образу жизни в Аксеоте.

Позитив:
  • объемные юниты;
  • две новые расы;
  • возможность передвигаться без войска;
  • отправка армии караваном.

Негатив:
  • карта двухмерная;
  • однообразные пейзажи;
  • оптимизация;
  • низкая эффективность магии.

Дополнения

The Gathering Storm – масштабный аддон с 6 кампаниями на 22 картах, 4 новыми существами, 16 артефактами и 5 героями. В Консерваториях магии продаются свитки магических школ, а Колизеи позволяют соревноваться магам и повышать свои навыки.

Дополнение акцентирует внимание на жителях Аксеота. Они объединились, чтобы пресечь деятельность колдуна Хексиса, и отправились на поиски артефактов. Он научился управлять Природой и Смертью, и использует умения в личных целях – вызывает стихийные бедствия и убивает местных жителей.

Осада крепости без орудий

Winds of War – отличается только кампаниями. Сюжет продолжается. После победы над колдуном события перемещаются на северные земли, где правят рыцари. Они окружены 5 королевствами, и каждое норовит захватить земли Ченнона, но победитель будет один, а все остальные станут его подданными.

вернуться к меню ↑

HoMM V

Год выхода: 2006

Разработчик: Nival Interactive

Разработана российской компанией Nival Interactive под руководством Ubisoft. Игровой мир воссоздавался «с нуля», но разница между творениями Nival Interactive и New World Computing едва заметна.

Сюжет

 

Действо разворачивается в новой вселенной – Асхан, – не имеющей общего с мирами предыдущих частей. Он создан драконом Асхой, которой противостоит брат – Ургаш, и норовит уничтожит всё проявленное. После победы над братом, Асха объединилась с луной из-за потери сил, но в полное солнечное затмение силы зла могли выбраться из заточения в самом центре планеты. Сердце Грифона – артефакт, который предупреждал о таких затмениях и мог отправлять демонов и их служителей обратно к ядру.

После битвы со злом прошло 2 десятилетия, и король Николас готовится к свадьбе с Изабель. В день образования новой семьи опять случается затмение, и открываются порталы. Ни артефакт, ни провидцы не предсказали это событие, и на свадьбе появляются демоны. Геймеру предлагается 5 сценариев защиты Империи Грифона с различными концовками.

Особенности геймплея

После прохождения армии остаётся след, который зависит от её размера. Навыки рас изрядно пересмотрены, им придана большая значимость, часто влияющая на исход битвы. Герои не принимают такого активного участия в боях, как в 3-й части. После смерти герой может быть нанят в таверне, так как не погибает.

Позитив:
  • проработанный сюжет;
  • пара дополнений;
  • способ реализации заклинаний;
  • объемные города;
  • полностью переработанный графический движок;
  • новые существа появляются ежедневно.

Негатив:
  • уровень ИИ;
  • плохая картинка;
  • псевдотрехмерная графика;
  • мало нового контента.

Дополнения

Hammers of Fate – ввело новую расу – дворфов. Остальные нововведения не столь значимы, кроме карт и кампаний: артефакты, режим одновременных ходов, десяток объектов на карте. Аддон повествует о временах после победы Королевства Грифона над демонами. После возвращения из Шио Изабель превратилась в злую и безжалостную королеву, которая вскоре назвала себя святой. Мир опять грязнет в войне, в этот раз гражданской, куда вмешиваются и гномы.

В Tribes of the East появились орки – сильные выносливые воины, полученные вследствие экспериментов с демонической кровью. Магией пользоваться они не могут, зато способны впадать в ярость во время боя.

Hammers of Fate – завершение истории о борьбе Королевства Грифона с демонами: Изабель вернулась домой, спасла страну и реформировала её, а потом отказалась от короны. Из особенностей аддона выделим появление более 60 юнитов, 8 заклинаний, сборных артефактов, 10 карт для одиночной и сетевой игры, местности тайга.

вернуться к меню ↑

HoMM VI

Год выхода: 2011

Разработчик: Black Hole Entertainment (закрылся после выпуска игры); патчи: Limbic Entertainment и Virtuos.

Сюжет

История 6-й Heroes of Might and Magic начинается за 4 столетия до событий HoMM V, когда после очередного Кровавого затмения Луны власть перешла в руки демона. Воскресает и архангел Михаил, начинающий захват Асхана под предлогом подготовки к нападению потусторонних созданий. «Под шумок» он уничтожает старых врагов, но человеческую расу он так и не изучил, что становится его приговором.

6-я игра расскажет о роде Грифона. Герцог Вячеслав – сын погибшего в войне с демонами герцога Павла – преумножил достижения отца. У него 5 детей, он дружит с орками, что снижает вероятность умереть не естественной смертью от руки соседей. Его дети – основа сюжета игры, где полно интригующих поворотов и развязок, любви, предательств, ненависти, войны… Каждая кампания – история одного из отпрысков Вячеслава.

Геймплей

Игровой процесс разделен на дни, приносящие ресурсы, что по окончании недели положительно либо отрицательно отражается на росте юнитов. Для сбора фрагментов артефакта не нужно заниматься историей обелисков. Все герои способны телепортироваться между городами и в замок, караваны больше не приводят подкрепление. Главгерой способен путешествовать в одиночку, но любая битва проигрывается автоматически.

При достижении нового уровня навыки выбираются геймером, а не генератором. Повторное обучение позволяет перераспределить очки навыков. Юнитам можно выбирать заклинания, соответствующие уровню их владения магией. Заклинания также можно «забывать».

Появились боссы – обычные юниты с огромным запасом здоровья, причем применение ряда заклинаний и автобоя к ним невозможны. В одних миссиях босс один, в других – 2-3, но послабее, а в некоторых он окружен рядовыми юнитами.

CONFLUX – система привязки геймера к учётной записи. После поражения артефакты (династии) игрока не переходят к сопернику, а игра офлайн не сохраняется. Из-за обилия пиратских копий династии были отключены.

Герои могут покупать питомцев, которые также прокачиваются с каждым уровнем, обладают спецспособностям и служат хозяину. Они исследуют или патрулируют территорию, применяют заклинания в бою. Из 6 фракций в HoMM VI осталось 5, Академия исключена из их перечня.

Позитив:
  • новая раса, фракции и нейтральные юниты;
  • баланс сил;
  • стычки с боссами;
  • обширный мир для исследования.

Негатив:
  • высокая цена;
  • много неисправленных багов;
  • мало контента;
  • нельзя играть онлайн;
  • создана в России, но официально не переведена на русский язык;
  • короткая кампания.

Дополнения

Для Героев Меча и Магии выпущено два дополнения в 2012 году и одно – в 2013.

Pirates of the Savage Sea Adventure рассказывает о личе Сандро, вернувшемуся в Асхан для мести, покорения драконов и завоевания Антагарича. Для этого ему нужны Доспехи Проклятого, но самому носиться по континенту, искать зацепки, рыться в грязи и драться с местными обитателями не охота. Для работы он нанял корсара Крэга Хака, который на глазах лича вырубил толпу гоблинов в таверне. Принеся доспехи заказчику, корсар был отправлен куда подальше, причем труд оплачен не был. По личным мотивам варвар Крэг разобрался с некромантом и стал легендой, ведь спас материк.

Danse Macabre или Пляски Смерти – история Сандро, потерявшегося в 3-й части. Он обзаводится ученицей, которую использует для воплощения своей многоходовки: достать жезл, кольцо, маску, убить Бога.

Shades of Darkness – творение Virtuos Ltd., где появляется новая хорошо забытая раса – сброд тёмных эльфов, безликих, чёрных драконов. У всех плохое здоровье, но от этого частично спасает невидимость.

Позитив:
  • приятный саундтрек;
  • трехмерная графика;
  • много новых созданий в высоком качестве;
  • число способностей войск возросло.

Негатив:
  • не локализована;
  • проблемы технического плана: не запускается, вылетает;
  • по сети играть нереально;
  • многоступенчатая система авторизации.

вернуться к меню ↑

HoMM VII

Год выхода: 2015

Разработчик: Limbic Entertainment (под руководством Ubisoft)

Последняя часть серии, которая стала провальной: после выхода патча 2.2 на разработчиков посыпалась буря негодований со стороны недовольных игроков. Limbic Entertainment и Ubisoft разорвали сотрудничество, а проект прекратил поддержку.

Игровая механика осталась прежней, с её недоработками и устаревшими элементами, улучшена лишь графическая часть. Трехмерные модели и уровни выглядят ярче и красочнее, биомы на картах плавно сменяют друг друга, заметно изменение высоты на картах. Вокруг городов появляются поселения, нередко встречаются вулканы и водопады. Люди выглядят как полагается мечникам и арбалетчикам, по внешности персонажей можно сказать, что темные эльфы – это хитрые и коварные создания, а орки – племена диких кочевников.

Роб Кинг с Полом Ромеро написали для седьмых Героев, наверное, самую простую музыку, где её скрашивает только оперное пение в городах. В боях музыкальное сопровождение не всегда подходит под атмосферу, что выбивает игрока с колеи.

Глобальные изменения

Седьмая часть похожа на пятую: всё лучшее взято из неё, пересмотрено, оптимизировано и сделано по-новому с учётом отзывов игроков, свежих идей:

  • возвращение «глубокого» продумывания стратегии: в город можно попасть только раз за ход, нанимать войска с нескольких городов нельзя, они не перестраиваются, караваны опять доставляют подкрепление;
  • колесо умений позволяет выбирать навыки для прокачки;
  • герои-одиночки могут ходить по местности и собирать ресурсы, которые никто не охраняет;
  • чтобы одиночки не смогли захватывать замки, в них оставляются постоянные гарнизоны для охраны от таких героев;
  • экономические навыки, бесполезные в бою, собраны в одну ветку;
  • юниты обладают не более, чем тремя навыками и характеристиками;
  • реанимировались убежища монстров, победа которых даёт артефакты и редкие ресурсы;
  • шахты нужно захватывать, а не подбегать к ним для присвоения: карта состоит из зон, кто контролирует столицу местности, тому принадлежит и всё остальное, но чужие источники ресурсов можно грабить;
  • если столицей является фор, после захвата он разрушается, а за время отстройки нового шахты и прочие объекты может занимать и грабить кто угодно.

Сюжет

Геймплей происходит в промежутке между 5-й и 6-й частями, когда императрица Мив была убита. Герцог Иван стоит перед выбором: бороться за власть или остаться в стороне от кровопролития. Он созывает Совет, где каждый из 6 представителей рассказывает собственную историю о прошлом своего народа.

Повествования должны подтолкнуть Ивана к правильному решению, которое принимается в 7-й кампании. Миссии заключаются в поиске отрядов на необъятных просторах с массой ограничений таких как: «Нельзя одерживать поражений в схватках». Для этих целей служит побег.

Позитив:
  • возврат лучших решений из предыдущих частей;
  • новая раса, фракции и нейтральные юниты;
  • переработана механика обращения с рунами.

Негатив:
  • отсутствие режима обучения;
  • много ограничений в кампании;
  • полупустые карты;
  • технические проблемы, которые не всегда решались патчами;
  • высокая цена;
  • много неисправленных багов;
  • мало контента;
  • короткая кампания.

Дополнение

Trial by Fire добавило фракции Северные кланы в игру. В ней происходит битва между Королевством Грифона и Гремхеймом на протяжении двух кампаний с новыми городами, уникальными постройками и объектом – горами. Для режима «Схватка» доступно шесть карт.

В 2019 серии исполняется 24 года, её будущее под вопросом после разрыва контракта Ubisoft с Limbic и не удавшейся седьмой части, которая за первые дни получила больше негативных откликов, чем любая иная игра серии за всё время. Heroes of Might and Magic занимает своё почётное место в истории глобальных пошаговых стратегий и до сих пор привлекает игроков – настоящих ценителей олдскульных стратегий.

Heroes of Might and Magic: Обзор всей серии легендарной игры
5 (100%) 1 голос[ов]

Богдан Вязовский

"Мы живем в обществе, где технологии являются очень важной частью бизнеса, нашей повседневной жизни. И все технологии начинаются с искр в чьей-то голове. Идея чего-то, чего раньше не существовало, но однажды будет изобретено, может изменить все. И эта деятельность, как правило, не очень хорошо поддерживается"

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Geek-Nose
Register New Account
Пароль