C понятием Scrum сталкивается всё больше людей, отдалённых от работы над крупными и не очень проектами в области информационных технологий.
В связи с этим возникает необходимость в пояснении значения этого термина.
И многие узнавшие, что скрывается за ним, начинают углубляться в изучение данной методики командной работы над единым проектом.
Мы рассмотрим, по какой причине управление работой команды разработчиков пошло своим путём, отделившись от классического менеджмента, и начало использоваться во многих других отраслях человеческой деятельности со схожим отношением к организации трудового процесса.
Содержание:
Историческая справка
Альтернатива менеджменту – Scrum появилась благодаря компьютерам и совместной работе нескольких человек или команд над единой задачей.
Компьютеризация производств позволила автоматизировать и упростить ведение бизнеса.
Однако внедрение техники в бизнес требовало специализированного программного обеспечения.
Время его появления в странах бывшего CCCP выпало на первые постсоветские годы, когда многие студенты, инженеры, электронщики, конструкторы и прочие специалисты остались без работы и начали переходить в молодую и перспективную отрасль– ИТ.
После образовался основанный на принципах Agile Scrum – его понимали все, кто пользовался, потому как всё просто.
Дальше совокупность методов развивалась в различных отраслях IT, отчего появлялись всё новые методики работы.
Принцип? Брались хорошо зарекомендованные принципы менеджмента и переосмысливались с учётом:
- базовых идей Agile;
- подробностей текущего проекта.
Подробнее о зарождении методологии управления группами людей, объединённых единой целью, можете прочитать в книге «Scrum — революционный метод управления проектами», написанной Джефом Сазерлендом.
к содержанию ↑Что это такое
В общем под термином скрывается гибкая ничем не ограниченная концепция разработки программного обеспечения любого рода с применением практик, теоретических знаний и принципов Скрам.
Методика подразумевает не столько снижение объема ненужных операций, повышение отдачи и быстродействия команды, сколько:
- увеличивает управляемость;
- повышает контроль над работой подчинённых;
- даёт возможность контролировать любой из этапов рабочего процесса;
- вносить изменения в вектора целей и проводить корректировки;
- с огромной точностью предвидеть результат работы.
И это касается любого из этапов проекта.
Популярность и необходимость в методологии, при условии правильного подхода, удачно подобранного коллектива и умелого управленца вызваны понижением быстродействия на 150-200%.
И это невероятный результат, учитывая, что иные методики снижают скорость работы значительнее. Не всегда ведь быстрота выполнения задачи положительно сказывается на её результате (-ах).
В Scrum, ради повышения управляемости, контроля и предсказуемости выполнения проекта тратится от четверти до половины потенциала команды.
И во многих случаях это оправданно, хотя бы потому, что более совершенная методика, если и существует, в массы не вышла.
Кто есть кто
В Скрам есть три равноправные стороны, без одной из которых ничего не будет:
- Product Owner;
- Development Team или Scrum Team;
- Scrum Master.
Это может быть, как владелец проекта, которому нужен продукт, так и лицо, его представляющее.
Обычно в PO есть перечень необходимых заданий с расставленными приоритетами и история их выполнения и корректировки.
Его можно считать менеджером, управленцем, руководителем проекта или одного из его частей (если трудится несколько коллективов, у каждого может быть свой Scrum master).
Задачи человека – организовать рабочий процесс команды, порой подобрать её из претендентов, следить за качеством, точностью и сроками реализации задуманного.
Также он обязан обеспечивать членов команды всем необходимым для решения задачи, устранять возникающие препятствия, помогать отстающим, обучать тех, кому не хватает опыта, подсказывать, порой демонстрировать эффективность на собственном примере и мотивировать людей.
Именно они трудятся над получением результата.
Согласно официальной документации (документу, где описана методология его непосредственными авторами), группа исполнителей обязана выполнять следующие требования или максимально стремиться к этому:
- в целом иметь все навыки, знания и опыт (а при частичном недостатке обзавестись ими), необходимые для выпуска готового к употреблению продукта, который удовлетворит заказчика;
- нести коллективную ответственность за каждый этап работы – делают все вместе, а потому за недоработки, отставание от графика, ошибки и т. д. отвечают все вместе;
- обладать самоорганизацией – не все функции по управлению лежат на скрам мастере, даже он не может указывать работникам, как техническое задание преобразовать в необходимый результат.
В официальной документации, что касается численности группы разработчиков, она должна состоять из 5-9 человек.
Если их будет больше, это отрицательно сказывается на слаженности, требует значительных затрат на принятие решений, коммуникации, снижает ответственность за отклонения от задания.
Как выглядит рабочий процесс
Пришло время разобраться с терминами, благодаря которым методика существует, а вышеперечисленные люди умело её эксплуатируют в бизнесе.
Начнём из спринта (Sprint) – это временной интервал, данный команде для внедрения в жизнь указанного перечня заданий.
Обычно это время определяется группой разработчиков единожды и находится в пределах, если проект не масштабный и не совсем мизерный по объему, 1-4 недель плюс-минус несколько дней.
После этого не изменяется, а на каждый спринт даются одинаковые бэклоги (в идеале).
Backlog – список всех работ, общий ежедневник и отчёт. Их может быть несколько для разных этапов разработки.
Бэклогов различают пару типов:
- Product Backlog – полный перечень заданий с их приоритетностью, выполнение которых позволит получить необходимый результат по окончании работы;
- Sprint Backlog – перечень заданий, определённый командой и согласованный с заказчиком (владельцем) или же предложенный им в одностороннем порядке, которые следует реализовать в ближайшее время (спринт). Они берутся из Product B
Планирование спринта – собрание, где присутствуют все три стороны, участвующие в Scrum’е. Может быть организован в любой момент, но обычно происходит перед выполнением работы.
На планерке владелец озвучивает цели, расставляет приоритеты, определяет временные интервалы для осуществления тех или иных бэклогов.
Команда оценивает свои силы и предложенные условия, сопоставляет их и высказывается.
Как правило, с оценкой того, что из желаемого в отведённые сроки может быть сделано, если не появятся преграды, какие низкоприоритетные задачи из текущего их перечня лучше перенести на следующий этап, чтобы не нарушить сроки.
Спринты должны иметь чётко определённую цель и должным образом мотивироваться при условии её достижения.
До окончания планировки список заданий должен быть готовым.
Как правило, он не меняется, но динамика жизни и рынка часто требует нарушения правил.
На них каждый из работников отчитывается перед сотрудниками и/или руководителем проекта о:
- том, что им лично было сделано для достижения результата вчера;
- планах на сегодняшний день (иногда несколько ближайших дней) и способах их достижения;
- препятствиях, которые появились в процессе работы и способах их устранения.
Цель ежедневных собраний (летучек):
- выявление текущего состояния проекта и прогресса;
- определение настроя команды в целом и каждого из её представителей;
- поиски источников препятствий для их устранения;
- групповая выработка решений, которые изменят подход, если того требует ситуация.
В завершение спринта проводятся так называемые Sprint Retrospective и Sprint Review.
Цели: определение и оценка результативности командной работы в прошлом спринте, прогноз ожидаемой отдачи в будущем на основе прежнего опыта и поставленных задач, выявление факторов, которые могут отрицательно повлиять на успех спринта.
к содержанию ↑Что часто не берётся в учёт
Многие руководители проектов негодуют по поводу того, что методика не функционирует, она не жизнеспособна.
Недостаточна самоорганизация сотрудников. Без мотивации эффективно работают далеко не все члены команды.
Согласно идеологии, работоспособность и самоорганизация команды не должны существенно изменяться при изменении руководителя или владельца.
Скрам применяется там, для чего не предназначен.
Его нельзя использовать там, где значительные коррективы в Product Backlog могут быть внесены в любой момент.
Читайте также:
Обучение веб-дизайну с нуля — пошаговое руководство для начинающих (десять этапов)
Как создать приложение для iOS – от идеи до продажи
Настройки Bios — Детальная инструкция в картинках
Инструменты для программирования под Андроид: софт для написания приложений
Powershell: как работать с программой, создавать, запускать и изменять скрипты
Итоги
Он позволяет вносить изменения в любой момент (без гарантии их своевременного выполнения), прост в освоении и эксплуатации, позволяет держать любую стадию работы под контролем с незначительным ущербом энтузиазму команды.
Самоорганизованность и сработанность сотрудников позволяет добиться результатов с минимальным вмешательством с одной стороны, но требует затрат на подбор сотрудников и их мотивацию.
С иной стороны равновеликие спринты и высокая самоорганизация команды становятся преградами для некрупных проектов.
Не каждый руководитель пожелает выполнять ограничивающие его правила, что касается внесения изменений в Sprint Backlog.
Широким массам не известно, что крупнейшие банки страны (Альфа-банк и Сбербанк) имеют опыт организации рабочего процесса по рассматриваемой методологии.
И даже Герман Греф озвучил, что у Scrum и Agile великое будущее, хотя здесь можно долго спорить, ведь появляются и более эффективные методики работы коллектива над проектом.
Тем не менее, проверенная на практике методика неплохо зарекомендовала себя в проектах государственной важности.
В частности, Самарский пенсионный фонд смог таким образом добиться отсутствия очередей девушек и женщин за материнским капиталом.
Добавить комментарий